3.НАВИГАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Второй налёт вражеских самолетов на Беломорско-Балтийский канал произошел 10 июля 1941 года. В час сорок минут ночи в районе шлюзов №№ 6 и 7 появились четыре бомбардировщика. В два часа ночи к ним присоединились еще три самолета. Весь удар в этот раз они направили на шлюз № 7. Самолетами сброшено 9 бомб. Разрушения были такими: полностью выбиты верхние ворота, окончательно выведен из строя аварийный затвор, разрушен западный пилон • верхней головы с механизмами цилиндрического затвора и ворот. В результате вода из водораздельного бьефа свободно сбрасывалась вниз по Повенчанской лестнице с расходом 50 кубометров в секунду. При таком расходе запаса воды водораздельного бьефа могло хватить лишь на 9 суток.
Народу на восстановление шлюза собрали много. Только с лагеря не менее 500 заключенных доставили. Было руководство Управления канала и Повенецкого техучастка во главе с Евгением Ивановичем Макарьевым. Примерно с неделю работали. Установили
новые ворота, разобрали перемычку и стали ждать первое судно. Уровень воды в бьефе спал только немного».
Для третьей бомбардировки неприятель, избрал шлюз № 10. В 20 часов 20 минут 15 июля три самолета сбросили в районе шлюза 8 бомб, две из которых разорвались внутри шлюзовых камер. В это время здесь шлюзовался катер «Пионер». Капитан Волошин и матрос катера были ранены. Капитан скончался в госпитале через несколько дней. Взрывами повредило отбойную систему на обеих стенках камер, в поселке выбило все стекла и двери, сломались печи. Как сообщал в Москву начальник Управления канала А. И. Орехов, «шлюз находится в рабочем состоянии. Восстановление займет 3-4 дня».
В четвертом налете на ББК участвовали 7 самолетов. 13 августа в 19 часов 5 минут пять пикирующих бомбардировщика «Ю-88» и два истребителя «Мессершмтт-109» предприняли новую атаку на канал. И снова удар восьми 500-килограммовых авиационных бомб пришелся на многострадальный шлюз № 7. Разрушены западная и восточная стенки камеры. Ворота шлюза и аварийный затвор не пострадали. Причинены другие, разрушения, серьезно не влияющие на работу гидросооружения.
Чтобы лучше представить себе силу этих взрывов, приведу такой факт. От взрыва 500-килограммовой бомбы с тыльной стороны верхняя направляющая (длинная) пала шлюза № 7 сдвинулась вглубь канала на 60 сантиметров на участке длиной... 20 метров.
В ликвидации последствий четвертого налета на шлюзе № 7 были заняты 3.60 человек. Работы начались в 4 часа утра«14 августа, а 24 августа начальник Управления канала А. И. Орехов доложил:
Последний, пятый, налет в навигацию 1941 года на Беломорско-Балтийский канал произошел 28 августа 1941 года в 14часов 30 минут. Три «Юнкерса-88» и один «Мессершмитт-109» попытались вновь, уже в четвертый раз, стереть с лица земли шлюз № 7. Девять 500-килограммовых бомб, сброшенных ими на гидросооружение, не принесли никаких особенных повреждений ни шлюзу, ни поселку.
Дело в том, что на этот раз вражеские самолеты были встречены на канале огнем зенитных батарей и отбомбились, что называется, кое-как. Канал перестал быть беззащитным с воздуха. Руководство ББК обратилось с письмом к командующему Ленинградским фронтом К. Е. Ворошилову с просьбой выделить зенитные орудия для охраны водораздельных шлюзов канала. Как ни было трудно,
К. Е. Ворошилов выделил несколько зенитных батарей. Орудия были установлены в районе шлюзов №№ 7, 8 и 10. Зенитная часть под командованием подполковника Бойчука охраняла небо и над шлюзами в районе военной столицы Карелии города Беломорска. На шлюзе № 16 стояла зенитная батарея под командованием капитана Снетко.
Кроме того, у некоторых больших плотин, как, например, в Маткожне, были выставлены противоторпедные сети заграждения, а дамба № 56, плотина №'21 вместе со шлюзом № 10 были заминированы. Был начинен взрывчаткой и шлюз
№ 8. За ним начинается водораздел — озеро Волозеро, часть островов на котором-
была занята финнами. Всю войну на шлюзе провели начальник шлюза Николай Арефьевич Смирнов и начальник лишь условно существовавшего в то время Повенецкого техучастка Евгений Иванович Макарьев. Они имели приказ в случае попытки захвата врагом немедленно поднять шлюз в воздух. Нетрудно представить себе состояние этих людей, в течение трех долгих лет живших в чудовищном напряжении воли, по существу на линии обороны двух воюющих армий