Водные ресурсы Беломорско-Балтийского водного пути
Современное развитие внутренних водных путей началось со строительства в 1933 году Беломорско-Балтийского канала или ББК как чаще всего канал называют судоводители. Канал соединил Белое море с Онежским озером, входящим в бассейн Балтики. Тем самым объединив кратчайшим водным путем северные районы с центральной частью страны.

Идея соединения Балтийского и Белого морей привлекала общественное внимание еще со времен Петра I. В 1702 году Петр I, развернувший борьбу за возвращение России выхода в Балтику, проложил сухопутную «Осудареву дорогу» от пристани Нюхча на Белом море до Повенца длиной в 160 верст, по которой волоком через леса и болота перебросил в Онежское озеро два военных фрегата. Следы «Осударевой дороги» были обнаружены через 230 лет во время строительства Беломорканала.

Памятный знак у шлюза №2
На протяжении последующего времени разрабатывался целый ряд гидротехнических предложений и проектов строительства водного пути, но все они не были воплощены в жизнь. Однако эти труды не пропали даром. В те далекие времена в районе будущего строительства развивалась геологическая и гидрологическая основа для создания уникальной гидротехнической системы. В 1931 году группой инженеров был разработан проект первого межбассейнового соединения Беломорско-Балтийского канала состоящего из 19 шлюзов, 13 плотин различной конструкции, 41 дамбы, 13 водоспусков, с протяженностью напорного фронта 50 км, около 40-ка километров искусственных водных путей. Позднее на базе использования инженерных сооружений Беломорско-Балтийского канала были построены пять гидроэлектростанций. При прокладке пути максимально использовались русла рек и естественных водоемов – озер, которыми так богата Карелия. Беломорско-Балтийский канал грандиозного для своего времени строительства шлюзованного водного пути явился первенцем.
Шлюз №3
Трасса канала, имея генеральное направление с юга на север, начинается в северной части Повенецкой губы Онежского озера, проходит вверх по долине реки Повенчанка, и на расстоянии 10 км достигает своей наивысшей точки 70 метр над уровнем Онежского озера. Семь рядом построенных гидроузлов Южного склона образуют так называемую Повенчанскую лестницу. Расстояния участков пути между шлюзами небольшое – около 1-го км. Шлюзы и подпорные дамбы построены вне речных русел – это сократило затраты и сроки строительства. Водораздельный участок – Волозеро, протяженностью в 22 км расположен между шлюзами № 7 и № 8 и образован подпором озер Воло, Узкое и Вадло путем подъема их уровня от 2 до 4 м и сооружением искусственного канала протяженностью 6 км. Это один из трудных участков на канале, судовой ход здесь огибает острова и имеет повороты, а глубина по его оси меняется от 4,5 до 15 метров. Через водоспуск гидроузла №7 сбросы идут на юг для обеспечения шлюзования на Южном склоне. Через гидроузел №8 сброс на север слагается из расхода на шлюзование через шлюзы №8 и №9, а также сброса паводковых вод в нижерасположенный бьеф. Основными водоемами, питающими Волозеро, являются Хижозерское водохранилище, находящееся в 5-ти км и Верхневолозерское водохранилище, находящееся на расстоянии 23-х км от впадения. Объем воды накапливаемый в этих водоемах полностью обеспечивает шлюзование судов с 1-го по 9-й шлюзы в течение навигации.
Общая протяженность Северного склона канала от шлюза № 8 до Белого моря - 188 км. Здесь трасса канала проходит по озерам, спрямленным руслам рек. Искусственные каналы соединяют между собой отдельные озера и реки, или обходят порожистые участки рек. На Северном склоне канала построено 12 гидроузлов.

Первый участок северного склона между шлюзами №8 и №9 объединил Маткоозеро, реку Вологжу и озеро Торос, подняв уровень воды на 4 метра. Расход на шлюзование Маткоозера пополняется расходом воды из водораздела.

Шлюз №17
Участок пути Выгозеро шлюз №№ 9-10, протяженностью 87 км, объединил озеро Телекино, русло и долину реки Телекинки и Выгозеро, и претерпел самые большие изменения – уровень воды поднят по сравнению с естественным состоянием на 7 метров. Площадь зеркала увеличилась вдвое и составляет 1200 кв. км.
В Выгозеро впадает более 25 притоков, вытекает одна река Нижний Выг. Выгозеро имеет сезонное регулирование и предназначено для обеспечения водой всего Северного склона, как в интересах судоходства, так и для обеспечения работы каскада Выгских ГЭС. В целях бесперебойной работы ГЭС с гарантированной мощностью потребовалось создание водохранилища с многолетним регулированием - озера Сегозеро.
Сегозеро
Основной водохозяйственной задачей крупных водоемов является правильное и заблаговременное прогнозирование объема весеннего паводка, сроков его наступления, а также безаварийный пропуск через гидросооружения. В 2016 году наши службы столкнулись и с летним дождевым паводком. В июле выпала трехмесячная норма осадков. На водоемах резко поднялись уровни воды. Все водосбросные сооружения канала работали на предельных нагрузках. Но здесь подтвердились гидрологические и гидротехнические расчеты, проделанные 85 лет назад. Сооружения канала могут справится с паводком даже в навигацию.
Маткожненская плотина
К русловым участкам пути реки Нижний Выг относятся Воицкое озеро, Парандовский плес, Маткожненский, Выгостровский бьефы, созданные комплексом водосбросных плотин, которые по своим размерам и назначению являются наиболее ответственными в вопросах регулирования водоемов и поддержания высоких напоров. При проектировании канала подпорные уровни в русловых участках выбраны из условия не превышения средней скорости течения 1 м/с в русле при наибольшем весеннем расходе.
В бьефе межу шлюзами №18 и №19
Шлюзы с №16 по №19 расположены в долине реки Шижня. Далее у с. Сорока, а теперь город Беломорск, выход в Белое море. Водохозяйственный вопрос на участках Шижненской лестницы, также как и на Повенчанском склоне сводится к регулированию уровней от слива и прилива сливных призм при шлюзовании. Итак, система питания канала за счет естественной приточности оправдала гидрологические расчеты. За все годы эксплуатации Беломорканала не было ни одного случая нарушения его нормальной работы из-за недостаточности воды. То обстоятельство, что канал не имеет искусственного подъема воды в водораздельный бьеф и Выгозеро, делает его эксплуатацию дешевой, по сравнению с другими каналами.
Остров Кижи
Беломорско-Балтийский водный путь является перспективным маршрутом туристических судов. Речной маршрут на трехпалубных теплоходах начинается со знаменитого историко-архитектурного музея-заповедника русского деревянного зодчества на сказочном острове Кижи в Онежском озере. Далее голубые дороги Беломорканала ведут к Белому морю - Соловецким островам. С 2012 года по каналу курсирует новый круизный трёхпалубный теплоход «Русь Великая» класса «река-море», построенный специально под габариты шлюзовых камер канала, способный выходить в Белое море и швартоваться непосредственно на Соловецких островах.
Соловецкие острова
Карелия – это прекрасное место для отдыха и путешествий. Немного расскажу о достопримечательностях нашего северного края, которые можно посетить, путешествуя по Беломорканалу.

В Повенецком музее туристы знакомятся с трагической историей строительства и многолетней эксплуатацией канала. У шлюза № 2 построена новая бетонная с деревянным шатром церковь, посвященная святому Николаю Чудотворцу, покровителю всех моряков и странствующих. По замыслу церковь не только храм поселка, но и памятник тем, кто строил канал.

Проплывая на теплоходе по озерам, рекам и каналам, пассажиры в полной мере могут насладиться живописными пейзажами, полюбоваться неброской, но величавой и суровой северной природой. Особое очарование Карельского края испытываешь в белые ночи, когда «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». А если Вы приедете в наш край не на большом белом теплоходе, а с большим рюкзаком за плечами, то вас ожидают прекрасные уединенные дни с удочкой у костерка, когда можно поймать «обыкновенного русского окунька», а в густых ельниках и березовых рощах Вас ждет обилие северных ягод и грибов.
У шлюза № 10 в живописном месте на реке Нижний Выг находится водопад – Воицкий падун (падун-равнинный водопад). Водопад производит яркое впечатление — красивый, мощный, широкий и шумный, с отвесным падением воды более 4-х метров.
Воицкий падун
Удивительные пейзажи созданы Беломорканалом. Осушенное русло реки Нижний Выг в лучах закатного солнца кажется инопланетным ландшафтом. Тысячелетиями река трудилась, обтачивая карельские скалы, канал отвел русло реки в сторону, открыв взору потрясающий по красоте вид.
Осушенное русло реки Выг
В состав Гидроузла № 11 входит уникальная водосливная Шаваньская плотина. Огромная стена воды шириной сто метров и высотой 12 метров. Уникальность этой плотины в том, что она построена полностью из дерева – наклонные деревянные ряжи заполнены камнем. Плотина переливная, дерево постоянно смачивается водой, это предохраняет ее от гниения и гарантирует надежное действие.
Шаваньская плотина
Одна из самых известных достопримечательностей Севера Карелии беломорские петроглифы в Залавруге. Это рисунки на камнях, выполненные древними людьми, их возраст составляет примерно 4- 5 тыс. лет. В сюжетах наскальных рисунков преобладают сцены непосредственной жизни первобытных людей, охоты и рыболовства. Тысячи туристов ежегодно посещают этот исторический объект. Залавруга - не только археологический памятник, но и уникальное по красоте место.
В районе 18-го шлюза канал пересекает Шиженский железнодорожный мост. Мост уникален, прежде всего, своим разводным пролетом. Дело в том, что откатно-раскрывающаяся система мостов очень редко проектируется и воплощается в жизнь. К ней прибегают в том случае, когда нет возможности возведения мощных опор.

Последнее шлюзование в шлюзе 19 и путешествие по межбассейновому соединению Беломорско-Балтийскому водному пути закончено. Далее, путь по Белому морю к Соловкам.