ГТС

Гидротехнические сооружения

К строительству сквозного водного пути от Онеги к Белому морю приступили в 1931 году, причем без иностранной помощи. Все заказы Беломорстроя выполнялись на отечественных заводах «Красный Путиловец», «Русский дизель» и другие.

Канал предназначался для пропуска в основном несамоходных барж (лихтеров) за буксирной тягой. В соответствии с этим были определены его габариты и пропускная способность. Несмотря на исключительно трудные геологические и гидрологические условия, он был построен в рекордно короткий срок – за 1 год и 8 месяцев. Из общей протяженности системы (227 км) на долю искусственных каналов приходится 43 км и на долю озер, водохранилищ и подпертых рек – 184 км. В состав сооружений канала входят 19 шлюзов ( из них 13 двухкамерных и 6 однокамерных), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков для регулирования бьефов. Протяженность напорного фронта составила более 50 км. При строительстве основных сооружений уложено 390 тыс.м3 бетона, срублено 920 тыс.м3 деревянных ряжей, выполнен 21 млн.м3 земляных и скальных работ. Трасса канала проложена по сильно пересеченной местности, используя долины рек Повенчанки, Выг и др. Подпорные уровни воды в каналах создаются земляными плотинами, расположенными на каждом шлюзе и вдоль канала. Все сооружения строились «насухо», что значительно способствовало снижению затрат на строительство. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф. Шлюза были построены в основном из дерева: стены камер, направляющие палы и причалы были выполнены из деревянных ряжей. Только головы шлюзов возведены из бетона. Даже шлюзовые ворота и цилиндрические затворы подводных галерей были выполнены из дерева.

Образцом инженерного искусства является Шаваньская водосливная плотина из наклонных деревянных ряжей высотой 12м и длиной 100м. Особенностью ее является постоянное орошение древесины водой. Это предохраняет ее от гниения и гарантирует надежное действие. Наполнение и опорожнение камер шлюзов осуществляется через расположенные в головах шлюзов обходные галереи, перекрываемые вертикальными цилиндрическими затворами. Питание водой шлюзов южного склона канала осуществляется при помощи водоспусков, построенных вблизи шлюзов

Новой страницей в истории канала был 1976 год, когда по решению Правительства реконструкция стала осуществляться за счет госкапвложений.

Ни одна из строительных организаций Министерства транспорта не взялась за реконструкцию канала. Поэтому были специально созданы два строительно-монтажных управления, построены две (на южном и северном склоне) строительные базы, прирельсовые склады.

Первым этапом реконструкции гтс канала стала замена деревянных конструкций стен и направляющих пал шлюзов на железобетонные. На реконструируемых стенках камер установлены плавучие рымы, направляющие палы выполнены сквозной конструкции, что значительно улучшило заход большегрузных судов. Кроме того, производилась замена механического оборудования шлюзов, а именно: полностью заменены устаревшие механизмы ворот и 50 % механизмов цилиндрических затворов, на всех рабочих воротах старые гальсбантные тяги заменены новыми усиленной конструкции; все 102 затвора шлюзов переведены с опор качения на опоры скольжения с применением фторопласта и другие работы.

Все работы по реконструкции шлюзов ББК осуществляются очередями в зимнее время без вывода канала из эксплуатации.

Ежегодно производится капитальный ремонт мехоборудования шлюзов, а именно замена металлических каркасов цилиндрических затворов водопроводных галерей, механизмов цилиндрических затворов водопроводных галерей, деревянных створных столбов на металлические подушки и гидроуплотнение. Начата замена аварийно-ремонтных и рабочих двустворчатых ворот, исчерпавших нормативный срок эксплуатации.

186350, Республика Карелия, г.Медвежьегорск, ул.Дзержинского, 26 ;факс/телефон (81434)5-75-72

ФБУ "Администрация "Беломорканал"   2009-2016г. г.